Подсанкционная красота: сумеет ли российская бьюти-индустрия выстоять в условиях санкций

Доля России на мировом рынке эстетической медицины и косметологии достигает 15% – такие цифры приводят эксперты. Российский рынок довольно глубоко интегрирован в международную бьюти-индустрию, поэтому санкционные меры в отношении страны могут существенно изменить “расклад” в этом бизнес-сегменте. Какие тенденции наметились в российской индустрии косметологии в новых реалиях, и удастся ли ей устоять в условиях санкций?
Доля импортных товаров на российском бьюти-рынке
Все сегменты отечественной бьюти-индустрии практически в равной степени зависимы от импорта.
Доля зарубежных препаратов, востребованных в инъекционной косметологии, составляет порядка 80-90%. Ключевыми поставщиками остаются страны ЕС (Германия, Франция, Великобритания, Швейцария), а также американские и южнокорейские производители.
Аппаратная косметология, которая за последние 5 лет демонстрирует стремительный рост популярности, также существенно зависит от импорта. Практически 90% косметологического оборудования и комплектующих поставляются в Россию из-за границы – Западной Европы, Южной Кореи, Китая и США
Тесно сотрудничают с зарубежными брендами и представители пластической хирургии. В частности, около 70% имплантов для маммопластики российские пластические хирурги закупают в США. Процедуры липосакции проводятся на аппаратах американского и европейского производства.
Дефицит и рост цен – не единственные проблемы
На рост курса доллара в феврале–марте 2022 года поставщики среагировали моментально – цены взлетели по всем позициям. Но, помимо нового ценника, косметологические клиники обеспокоены другой ситуацией – дефицитом оборудования, материалов и расходников.
Многие товары пропали со складов уже с началом валютной паники – это результат приостановки поставок в Россию после введения санкций. Дистрибьюторы производителей косметологических аппаратов заявили, что клиенты выкупили не только складские запасы, но и модели, представленные в шоу-румах.
А с учетом надвигающегося энергетического кризиса последствия для некоторых изготовителей будут катастрофическими. Это грозит и приостановкой инвестиций в развитие косметологии, и снижением производственных мощностей, и еще более стремительным ростом стоимости продукции.
Потенциальной проблемой эксперты считают и увеличение доли серого рынка в бьюти-индустрии. Использование нелицензированных марок, подмена этикеток, сокрытие составов медпрепаратов, контрафактная продукция – вот только малая часть проблем, с которой мы можем столкнуться в ближайшее время.
Прежде всего это опасно для клиентов салонов красоты, чье здоровье окажется под угрозой. В зоне риска и официальные производители, которые не смогут конкурировать с низким ценником серого импорта. А после нормализации ситуации вернуть покупателей международным брендам будет непросто.
Перспективы развития российской бьюти-индустрии
Российский рынок эстетической медицины интегрирован в мировой не только как потребитель. Отечественные косметологи и пластические хирурги принимают активное участие в тематических международных мероприятиях и задают тенденции в бьюти-индустрии.
Неуклонно растет количество иностранных пациентов, которые стремятся попасть именно к российским специалистам. Со стороны клиентов это не только способ сэкономить от 20% до 30% средств, но и получить качественные услуги.
Но основной залог успеха аппаратной косметологии – высокая эффективность и стойкость результатов. По состоянию на начало апреля 2022 года загрузка популярных аппаратов в салонах красоты составила около 80-90%.
Что касается инъекционной косметологии, то многие клиники уже планируют перейти на российские препараты. Сейчас активно используются качественные аналоги зарубежных филлеров, средств для биоревитализации, ботулинотерапии и коллагенотерапии. Некоторые препараты находятся на стадии внедрения и регистрации – и в скором времени пополнят отечественный рынок.
Период санкций – “окно возможностей” для российских производителей, готовых продемонстрировать свои достижения и доказать конкурентоспособность продукции. Среди косметологов до сих пор сохраняется скепсис в отношении качества российских препаратов – и теперь появляется шанс сломать этот стереотип.
Даже в таких сложных рыночных условиях представители российской индустрии красоты прилагают все усилия, чтобы сохранить высокое качество услуг и удовлетворить спрос. По прогнозам, уже к осени, когда паника окончательно стихнет, рынок стабилизируется и уравновесит показатели спроса и предложения.